school uva

Сергей и Виталий Тонины
Сергей и Виталий Тонины
Основатели компании
Сергей и Виталий Тонины
Защищаем от проблем с автомобилем

Газ на авто: как сэкономить и избежать прогарания клапанов. + Лайфхаки установки ГБО: метан и пропан

Газ на авто: как сэкономить и избежать прогарания клапанов.

СОДЕРЖАНИЕ

Переходить на газ ГБО ресурс двигателя метан пропан прогар клапанов

Хотите установить ГБО, чтобы экономить? Наш техцентр зарабатывает на ремонте моторов, пострадавших от газа. Мы умеем устанавливать, ремонтировать и диагностировать ГБО. 

Я дам честный ответ в каком случае вы реально сэкономите, а в каком разоритесь на ремонте. Никаких “диванных экспертиз”, только многолетняя практика.

Проведу через все подводные камни, шаг за шагом вы придете к выгодному для себя решению.

Экономия

На текущий момент газ в два раза дешевле бензина. На первый взгляд, можно прилично сэкономить, но все не так просто. 

Целесообразность перевода машины на газ зависит от многих обстоятельств, каждое из которых мы учтем, чтобы принять выгодное решение.

1. Расходы на топливо на 100 км.

Рассчитывая затраты на газ учтите:

  • Расход увеличивается на 15-20%
  • Современные ГБО обязательно прогревают двигатель на бензине и только потом переходят на газ. При ежедневных прогревах, потребуется 10-40 л. бензина в месяц. Придется вычесть эти затраты из сэкономленной суммы.
  • При заправке газом часто недоливают. Этот фактор невозможно просчитать, но он увеличивает затраты.

2. В каком случае ездить на газе дешевле

Чем выше расход бензина, тем больше вы сэкономите используя газ. 

Мы подготовили таблицу, отражающую реальную разницу в стоимости 100 км. пробега, в зависимости от расхода топлива. Среднестатистический пробег по России — это 15-20 т.км. в год.

Средний расход бенз. л./100км.
Стоим. на бензине (45 р./л.)
Стоим. на газе. Расход+20% (23 р./л.)
Экономия на 100 км.
Экономия в год при 15 т.км.
Экономия в год при 30 т.км.
8 л.
360
221
139
20.850
41.700
10 л.
450
276
174
26.100
52.200
12 л.
540
331
209
31.350
62.700
15 л.
675
414
261
39.150
78.300
20 л.
900
552
348
52.200
104.400

Важно. Расходы на бензин для прогрева двигателя и недолив при заправке, сокращают реальную экономию на 5-10%

Цифры привлекательные. Расскажу об обратной стороне медали.

Затраты

Чтобы начать экономить, нужно не только переоборудовать машину под газ, но и учитывать будущие расходы

1. Установка ГБО

Приблизительная стоимость качественного ГБО с установкой:

  • 4-х цилиндровый — 36 т.руб. 
  • 6-ти цилиндровый — 50 т.руб.

Возможны более дешевые варианты, которые будут часто ломаться и доставят много хлопот.

2. Оформление ГБО

По действующему закону при переходе на газ необходимо оформлять в ГИБДД внесение изменений в конструкцию автомобиля. Это процедура обойдется 6-10 т.руб.

Процедура простая: сперва установщик оборудования подготавливает документы, затем обращаетесь в РЭО.

Экономия на малолитражке (Hyundai Solaris), со среднестатистическими 15т.км. в год начнется после двух лет езды на газе.

3. Ремонт двигателя

Соглашусь с положительными качествами газа. Но это инородное топливо, на которое мотор не рассчитан! Сгорание происходит по-другому, в результате чего прогарают клапана вместе с седлами!

Дальше вы узнаете в каких случаях это имеет смысл, а в каких лучше отказаться от ГБО.

В наш техцентр часто привозят автомобили с подобными поломками. Капремонт головки блока цилиндров с восстановлением седел клапанов на 4-х цилиндровую иномарку обходится 50-70 т.руб.! Эту сумму придется вычесть из сэкономленных на топливе (или доложить свои, если не успели сэкономить).

Подобные неисправности возникают при пробеге на газе 60-120 т.км. Все зависит от типа двигателя, стиля езды и вашей предусмотрительности.

4. Диагностика двигателя на газе

Рано или поздно, мотор начнет плохо заводиться, троить, терять мощность и перерасходовать топливо. Возникнет необходимость диагностики. Сложность в том, что теперь в вашей машине две системы: бензиновая и газовая, которые могут конфликтовать друг с другом.

Когда приедете к диагносту, он скажет “По инжектору порядок. Едте к газовикам. С вас 1000 руб.”. Приехав к газовику, снова заплатите 1000 руб. и получите направление к инжекторщику. 

Это в лучшем случае! Скорее всего, каждый раз будут навязывать дорогие и бестолковые процедуры. Вас, как мячик, будут футболить до тех пор, пока не найдете порядочного диагноста, который профессионально работает с бензиновыми и газовыми системами. Таких специалистов очень мало!

5. Как подготовить мотор к работе на газе, чтобы избежать ремонтов 

В ваших силах избежать или максимально отсрочить прогарание седел клапанов ГБЦ. Для этого нужен комплекс мер.

5.1 Регулировка теплового зазора клапанов

Не буду описывать принцип действия клапанного механизма (информации полно в интернете), скажу главное.

По мере работы двигателя, зазор изменяется, чаще всего уменьшается и клапаны “зажимаются”. Мотор при этом работает тихо. В результате, клапан перестает герметично закрываться и раскаленные выхлопные газы начинают быстро выжигать его. 

При езде на бензине, это процесс протекает медленно. Но эксплуатация на газе значительно ускоряет выгорание. Для увеличения срока службы системы рекомендуется увеличить заводской зазор под газ, примерно, на 0.05 мм. 

Проверяйте зазоры клапанов каждые 20-40 т.км. и, при необходимости, регулируйте. Учитывайте эти затраты при оценке целесообразности езды на газе.

Методы регулировки

Гидрокомпенсаторы 
Автоматически поддерживают оптимальный тепловой зазор для работы на бензине. Таким образом, клапана не будут слишком “зажаты”, но не получится увеличить зазор до оптимального на газе.
Хороший вариант, не требующий затрат времени и денег на регулировку.

Регулировочные шайбы (“толкатели”, “стаканы”)
Устанавливаются на большинство современных моторов. Для регулировки необходимо сперва проверить зазоры, затем уточнить маркировку шайбы, затем приобрести шайбу другого размера с учетом корректировки и только после этого регулировать клапаны.


Процедура может занять много времени и стоит 5-10 т.руб. Существует более простой вариант, но лучше проконсультироваться с мотористом.

Самый дорогой и сложный вариант, но позволяет поддерживать безопасный зазор для езды на газе. Обычно, на этих моторах автопроизводитель не предусматривает регулировку, но при переходе на газ вам придется ее проводить, чтобы избежать прогара клапанов.

Винтовая регулировка
Простая штатная процедура ручной регулировки. Стоимость 600-1500 руб. Позволяет малыми усилиями поддерживать безопасный тепловой зазор клапанов.

На современных иномарках встречается крайне редко. В основном на Renault и Honda.

5.2 Корректировка угла опережения зажигания УОЗ

Работа мотора основана на сгорании топлива. Крайне важно, чтобы в нужный момент оно воспламенялось, полностью сгорало отработанные газы выходили через выпускные клапана. 

В зависимости от качества горючего и режима работы двигателя, момент воспламенения должен изменяться. В противном случае, мотор будет детонировать и разрушаться. 

Газ горит немного дольше бензина, и догорает уже в выпускных клапанах и коллекторе. В результате, они перегреваются и  прогорают (особенно если зажаты). Поэтому газ нужно поджигать немного раньше чем бензин, чтобы он успел полностью сгореть в камере. 

Но мотор не рассчитан на это и требует перенастройки, которая уменьшит риск повреждения ГБЦ и снизит расход топлива.

Способы корректировки УОЗ

Вариатор УОЗ
Модуль, который внедряется в штатную систему управления двигателем.

Стоимость 1500 — 5000 руб.
Минусы: эффективно работает только в моторах с одним датчиком положения распредвала и без фазорегулятора (на простейших моторах). Иначе будут ошибки.

Требует индивидуальной квалифицированной настройки.

Перепрошивка ЭБУ (электронного блока управления двигателем)
Надежный и эффективный метод. Как правило, устанавливается двухрежимная программа для корректной работы на бензине и газе.

Минусы: стоимость 5-10 т.р. Появляется все больше “специалистов”, но многие из них — шарлатаны. Эффективные и безопасные изменения в работе двигателя требуют знаний, опыта и оборудования. 

Обращайтесь только в организации с положительной репутацией, которые дадут вам официальные документы и гарантию. Иначе вы рискуете повредить мотор.

5.3 Система охлаждения клапанов Valve saver FLASHLUBE

Дополнительное устройство, которое впрыскивает спецжидкость в топливо-воздушную смесь для защиты клапанов. Обладает смазывающим эффектом и снижает температуру горения. 

Монтируется емкость и система подачи жидкости. На практике, устройство капризное и требует постоянной регулировки. Часто бывает, что настройки сбиваются через несколько дней. В результате, состав или перестанет подаваться или, наоборот слишком быстро расходуется.

Переходить на газ или нет

Теперь вы знаете о проблемах с ГБО и мерах безопасности для защиты мотора. На работу АКПП он практически не влияет. Чтобы принять решение о переходе на газ нужно сопоставить:

  • Экономию на топливе с учетом повышенного расхода на газе и дополнительных затрат на бензин для прогрева
  • Стоимость оборудования
  • Дополнительные расходы на диагностику и обслуживание
  • Подготовка двигателя к работе на газе
  • Расходы на предстоящий ремонт ГБЦ

Можно ли устанавливать газ

Правильный ответ состоит из двух частей:

  1. В мастерской по монтажу ГБО вам скажут есть ли техническая возможность установки на ваш двигатель
  2. Опытный моторист расскажет вам о последствиях езды на газе для вашего двигателя: сколько продержится и во что обойдется ремонт

Только соотнеся обе части можно принять решение о переходе на газ!

Большинство автолюбителей задают этот вопрос только в установочном центре. Естественно, получают положительный ответ, ведь их задача — установить ГБО и заработать на этом.

При этом, некоторые двигатели, стабильно работают на газе, но другие разрушаются уже на 40 т.км., не успев оправдать вложения.

Проводя аналогию скажу, что о вреде алкоголя нужно спрашивать у нарколога и хирурга, а не продавца спиртных напитков.

Есть ли смысл устанавливать газ

Вы уже прикинули потенциальную экономию, получили положительный ответ от установочного центра и моториста. Осталось понять получится ли реально сэкономить

Расход бензина около 8 л./100 км.
Нет смысла ставить газ. Затраты на оборудование, диагностику, обслуживание и подготовку мотора не оправдаются малой экономией, даже при больших пробегах. 

Как правило это конструктивно сложные автомобили, на которые ГБО обходится неоправданно дорого.

Расход бензина около 10 л./100 км.
Может быть выгодным при условиях:

  • Пробег более 20 т.км. в год
  • Надежный двигатель простой конструкции (недорогой в ремонте). Например, российского производства
  • Дешевая процедура регулировки клапанов

В тему:

Признаки надежного автомобиля

Расход бензина около 12 л./100 км.
Сэкономите даже при пробеге до 15 т.км. в год. Обратите особое внимание на рекомендации моториста и поищите в интернете информацию о последствиях езды на газе для вашей модели двигателя. 

Расход бензина более 15 л./100 км.
Скорее всего, вы сэкономите, даже если впоследствии придется оплатить ремонт двигателя. Но лучше поискать информацию о ресурсе мотора при езде на газе.

ГБО для непосредственного (прямого впрыска) TSI, TFSI GDI, D4, SkyActive

Двигатели отличаются подачей топлива под высоким давлением не во впускной коллектор, а непосредственно в камеру сгорания! 

Форсунки сильно нагреваются и охлаждаются проходящим через них бензином. Штатные бензиновые форсунки не могут впрыскивать газообразное топливо, поэтому при переходе на газ устанавливаются дополнительные.

Заводские форсунки быстро прогорят, если не будут охлаждаться бензином

При работе на газе двигателя с непосредственным впрыском, добавляется 10-30% бензина (для охлаждения форсунок). Поэтому требуется сверхточная настройка воздушно-бензиново-газовой смеси под конкретный двигатель, которая производится на заводе-изготовителе оборудования.

Минусы ГБО для моторов TSI, TFSI, GDI, D4, SkyActive

Вряд ли окупится по финансовым показателям:

  • Стоимость оборудования 4-го поколения возрастает до 50%
  • Экономичные по бензину моторы (малая экономия денег при переходе на газ)
  • Вынужденно добавляется 10-30% бензина
  • Дороговизна ремонта двигателя

Надеюсь, что скоро подешевеют установки 5,6-го поколений. Это позволит отказаться от добавления бензина.

Главное правило

Далеко не все современные иномарки хорошо принимают газ. Могут прогарать клапана и возникать перебои в работе двигателя. 

Если у вашей машины большие пробеги и принципиально важно ездить на газе, то соблюдайте простое правило:

Подберите машину, которая стабильно работает на газе, а потом устанавливайте ГБО.

Обычно, процесс идет по схеме: сперва покупают любую понравившуюся машину, потом установливают ГБО, затем ремонтируют моторы. 

Результат: никакой экономии, только потерянные время и деньги.

Как правило, на автомобилях отечественного производства наибольшая экономия при езде на газе, поскольку обслуживание и ремонт двигателя значительно дешевле, чем на иномарках.

Виды топлива: пропан или метан

Выбор состоит из двух видов газа. Достоверной информации по поводу безопасности для двигателя того или иного горючего нет. 

Первое, на что стоит обратить внимание — это распространенность заправок на ваших маршрутах. Бывают значительные перекосы: в одних регионах пропановых заправок полно, а метановых практически нет. В других регионах — наоборот.

Вам быстро надоест заправляться на другом конце города и стоять в очереди.

Пропан-бутановая смесь

В качестве моторного топлива используется пропан-бутановая смесь. Пропорции меняются в зависимости от времени года. Ее часто называют “пропан” или “СУГ”. Сжиженный газ, который продается в литрах.

Баллоны бывают цилиндрическими или тороидальными (компактные, размещается в нише вместо запасного колеса).

Плюсы пропана в сравнении с метаном:

  • Меньшая стоимость ГБО
  • Меньшая потеря мощности двигателя (около 10%)
  • Более компактное и легкое оборудование
  • Больший запас хода на одном баке (300-500 км.)
  • Считается более безопасным (но это не точно)

Метан

Природный газ, закачивается в баллоны под большим давлением. Продается в кубических метрах. Баллоны цилиндрические и толстостенные, выдерживабщие давление 200-270 бар. 

Главное преимущество метана в более низкой стоимости километра пробега. Топливо дешевле и расход немного меньше. 

При идеальных условиях и регулировках, температура горения метана ниже, чем у пропана, что положительно сказывается на ресурсе ГБЦ.

Но из опыта скажем, что метан более сложный в настройке и трудно добиться идеальных регулировок. Это сильно влияет на расход топлива и срок службы мотора.

Что выбрать: метан или пропан

Выскажу свое мнение: если финансовые расчеты и конструкция двигателя позволяют переходить на газ, то главное для вас — это удобство эксплуатации. 

Если не смущает громоздкое оборудование, малый запас хода и есть удобные заправки — установите метан. 

Если важна компактность и на ваших маршрутах больше пропановых заправок — установите его. 

Отдельно скажу о машинах, имеющих заводское газовое оборудование. Бесспорно, это большой плюс: моторы рассчитаны на голубое топливо и имеют большой ресурс.

Чем метан отличается от пропана

Возможно, вы считаете какой-то вида газа более безопасным. На самом деле, главное для двигателя — правильная настройка! 

Не буду вдаваться в идеальные стехиометрические условия горения топлива на уровне эксперта. Это тема бесконечных дискуссий. Наша задача — принять решение и реализовать его.

Теоретически, при идеальных условиях (которые невозможны), метан безопаснее из-за более низкой температуры горения. На практике, при неидеальных регулировках, он становится немного опаснее пропана.

Не заостряйте внимание на этом вопросе. Выбирайте то, чем удобнее пользоваться.

Какое ГБО на пропане лучше поставить

Существует оборудование 6-ти поколений: 

1,2,3 поколение: устаревшие.

5,6 поколения — новые, но слишком сложные и дорогие. Разработаны для прямого впрыска. На текущий момент, финансово неоправданные.

ГБО 4 поколения — оптимальный вариант. Имитирует распределенный впрыск бензина: форсунка на каждый цилиндр и блок управления. Высокая мощность и малый расход топлива по сравнению с предыдущими поколениями.

Установка ГБО

Решились установить ГБО? Знайте, что многие мастерские плохо это делают. Сэкономленная при монтаже тысяча рублей, обернется проблемами при эксплуатации.

Нюансы, которые помогут избежать проблем

Система охлаждения

Газовый редуктор нуждается в подогреве, поэтому он подключается к системе охлаждения двигателя. Возможно последовательное или параллельное подключение

  • При последовательном подключении (более простом), снижается эффективность работы печки.При более сложном и надежном параллельном подключении, печка будет эффективно работать

Часто монтажники делают как проще и быстрее и подключают редуктор последовательно. Косвенный признак — недостаточный прогрев радиатора отопителя. После монтажа ГБО, обязательно сравните насколько эффективно “греет печка”.

  • Используйте только фирменные импортные шланги. Монтажники часто устанавливают дешевые шланги, которые быстро изнашиваются и дают утечку охлаждающей жидкости.
  • Используйте червячные хомуты лучшего качества. Почти всегда монтажники ставят самые дешевые хомуты, которые перестают работать через несколько месяцев. Сэкономленные 100 руб. приводят к постоянным утечкам охлаждающей жидкости и визитам в автосервис.

Удобство расположения редуктора 

Редуктор и клапаны могут мешать дальнейшему обслуживанию автомобиля, например, замене ремней или свечей зажигания. Попросите монтажников учесть это. Иначе при ТО вам придется дополнительно оплачивать снятие-установку мешающих компонентов.

Настройка газобаллонного оборудования

ГБО должно правильно настраиваться. От этого зависит мощность, расход топлива и ресурс мотора. 

Регулируют, опираясь на данные по топливной коррекции. Это общие показатели, которые характеризуют качество и эффективность горения топливо-воздушной смеси.

Естественно, вы не сможете профессионально оценить настройку ГБО, но должны знать что она проводится в три этапа:

  • На холостом ходу
  • В движении при средней нагрузке двигателя
  • В движении при высокой нагрузке двигателя

Некоторые монтажники халтурят (настраивают без выезда) или вообще не знают о топливной коррекции.

Перед установкой поинтересуйтесь у монтажника что такое топливная коррекция (он обязан знать) и каким методом проводят регулировку. Это повышает вероятность грамотной настройки ГБО.

Не бойтесь спрашивать. Я люблю, когда задают вопросы. Это дает возможность подчеркнуть качество нашей работы. И разоблачает халтурщиков.

Обслуживание автомобиля с ГБО

Автомобили на газе требуют дополнительного внимания:

  • Проверка тепловых зазоров клапанов каждые 20-40 т.км. (запаситесь прокладкой крышки клапанов). Вы вовремя узнаете, что они “зажаты” и избежите прогарания.
  • Замена газового фильтра. Интервал зависит от расхода топлива: чем больше, тем чаще. На малолитражке — каждые 20 т.км. На больших авто — каждые 10 т.км.
  • При каждом ТО протягивайте хомуты на резиновых шлангах ГБО

Коротко итоги

Теперь вы знаете о реальной экономии на газе и подводных камнях, о которых молчат теоретики “диванные эксперты” и заинтересованные лица.

Замена моторного масла

Говорят, что при езде на газе можно увеличить интервал замены масла. 

Действительно, при сгорании, по сравнению с бензином, образуется меньше загрязнений. Масло и двигатель дольше остаются чистыми.

Но поддержание чистоты — это не единственная задача масла. В процессе работы на любом топливе, постепенно снижается вязкость, оно становится более жидким и перестает полноценно защищать двигатель от износа. 

Сохраняйте щадящий интервал замены не более 10 т.км.

Плюсы работы на газе:

  • Экономия на топливе (не всегда, в статье вы узнали от чего это зависит)
  • Дополнительный запас хода (газ+бензин)

Минусы работы на газе:

  • Высокая стоимость оборудования
  • Необходимость подготовки двигателя
  • Более высокая пожароопасность (современное оборудование имеет хорошую защиту)
  • Снижение ресурса двигателя (в некоторых случаях это финансово оправдано. Особенно, на отечественных автомобилях)
  • Баллон занимает место в багажнике
  • Дополнительные затраты на техобслуживание 
  • Сложность диагностики двигателя

Автор
Сергей Тонин

P.S. Нет универсального ответа на вопрос стоит ли переходить на газ. Все индивидуально и зависит от цен на горючее и оборудование, ежегодного пробега, ресурса конкретной модели двигателя и стоимости его ремонта. 

Уважаемый читатель, возможно, конкретно ВАША машина проездила 200 т.км. на газе или наоборот развалилась через 30 т.км.

На ВАШИ показатели могли повлиять подготовка мотора, стиль вождения и качество топлива. На примере одного автомобиля нельзя говорить о статистике. 

Я дал понимание стоит ли переходить на газ, исходя из 15-летней практики ремонта десятков тысяч автомобилей в нашем техцентре Сатон. 

Лично у меня есть автомобиль на газе, бензине и дизеле. Я умею считать деньги и знаю, какой вид топлива предпочтительнее в конкретной ситуации.

Оставить комментарий

скачайте без регистрации подарок

А пока скачайте без регистрации подарок:

5 шагов для экономии
2-10 тыс.руб.
на техобслуживании

Скачать

school uva